Калуга, Грабцевское шоссе, 33, стр.2

Маргарита Гинева, главный редактор журнала «Технологии Мира», г. Москва

Компания уже более двадцати лет работает на строительном рынке россии. Компания разрабатывает и производит промышленное гидрооборудование и установки по прокладке новых и замене старых трубопроводов. Об этом и не только рассказывает генеральный директор Анатолий Александрович Яцкевич.

Анатолий Александрович, как начинала формироваться Ваша профессиональная деятельность?

Я родился в Белоруссии в городе Витебске в послевоенное время. Он был полностью разрушен и начал восстанавливаться только в 52-53 годы прошлого столетия. И будучи простым советским мальчишкой, со сверстниками мы играли среди этих руин, ходили в школу, учились и не думали, что наше детство тяжелое. Я вообще считаю, что детство всегда счастливое несмотря ни на что.

Профессиональное обучение у меня началось после седьмого класса, я поступил в Станкоинструментальный техникум и закончил его с красным дипломом. Этот выбор и определил дальнейшую профессиональную деятельность. После окончания обучения, конечно, было распределение,я выбрал Казахстан и уехал работать на завод в город Петропавловск, где производились малолитражные моторы внутреннего сгорания. Являясь производственником и имея красный диплом о среднем специальном образовании, мне не составило труда в 1965 г. поступить на дневное отделение Ленинградского политехнического института на механико-машиностроительный факультет, кафедра металлорежущих станков.

Уже проходя обучение на первых курсах, я понял, какие глубокие знания по специальности получил в техникуме. Для меня это было повторение, но над фундаментальными предметами, такими как математика и физика, пришлось потрудиться, там давался расширенный курс. Кроме того в институте я активно работал на научно-исследовательской кафедре и где-то на третьем курсе выбрал для себя определенную специализацию, которой и посвятил профессиональную деятельность. Это было не только станкостроение, но и гидравлические системы в металлорежущих станках. Диплом защитил на тему «Электрогидравлические приводы станков». Так появился молодой инженер станкостроитель.

После защиты диплома мне предложили распределение в конструкторское бюро Ленинградского станкостроительного объединения им. Я.М. Свердлова с предоставлением комнаты в семейном общежитии, хотя в то время такое случалось достаточно редко. Видимо они заинтересовались работой молодого специалиста еще на кафедре и в студенческом научном обществе. Так что дальнейшая моя судьба протекала и развивалась в этом большом объединении. Только на головном заводе имелись четыре производственные площадки, на которых трудилось около 7000 человек, в КБ творили 550 конструкторов. В конструкторском отделе и научно-исследовательской лаборатории, создававших новые гидравлические системы станков, работали 30 специалистов, в том числе и кандидаты технических наук.

Что представляло собой станкостроение в то время?

Станкостроительное объединение относилось к главку тяжелого станкостроения и в нем занимало лидирующую позицию. Ленинградские предприятия в области станкостроения отличались очень высоким уровнем. На международных выставках получали золотые медали за станки экстра-класса, такие как координатно-расточные. Мы успешно конкурировали со швейцарскими и другими западными производителями. В отдельные годы экспортировали продукцию, в количестве свыше 30% от всего выпускаемого объема, в страны Европы, США, Канаду, Японию - где было свое серьезное машиностроение.

Но начиная с конца 60-х годов станки стали оснащаться сложной элек-трикой, числовым программным управлением, очень сложной гидравликой и, для удобства проведения сервиса, наше оборудование частично комплектовалось системами, произведенными в странах, куда его экспортировали. Так что такой подход в станкостроении не был связан с качеством комплектующих. В Советском Союзе на заводах Минстанкопрома выпускалось до 80% гражданского гидрооборудования.

К настоящему времени производство станков в России сведено почти к нулю - где-то 3-5% от советских объемов. Должен сказать, что такие объединения как наше активным образом влияли на развитие техники, естественно каждое в своей сфере. Мне приходилось участвовать во многих ведомственных комиссиях по приемке нового оборудования на специализированных гидравлических заводах нашего министерства. Их было около десятка, и располагались они в России, Белоруссии и Украине.

В Харькове находился головной институт «ВНИИГидропривод», который и координировал развитие гидрооборудования. Так что системы и компоненты гидравлического оборудования в советское время проходили строгий контроль. Заводы были заинтересованы в появлении новых компонентов и активно занимались разработками, ежегодно формировался план новой техники. Головной институт не принимал машину, если она не соответствовала по своим техническим характеристикам аналогам ведущих западных фирм, либо, что еще лучше - превышала их.

Но к концу перестройки российская бюрократическая система объявила, что крупные государственные предприятия не нужны, так как они не конкурентоспособные. На базе объединений начали образовываться мелкие предприятия, а в 1991 г., после известных событий связанных с развалом Советского Союза и объявлением независимости большей части республик, вся структура станкостроения была разрушена. На территории Украины оказался отделенным от заводов и от министерства головной институт «ВНИИГидропривод», который руководил развитием новой техники.

Эти события коснулись не только отрасли станкостроения, но абсолютно всех областей промышленности и в дальнейшем они привели к полному уничтожению специализированных предприятий. Например, ленинградский завод по выпуску сервозолотников (это чрезвычайно точная аппаратура с электрическим управлением, применяемая в электрогидравлических приводах, высший класс) в 2000 г. был полностью уничтожен. Теперь ее можно приобрести только за рубежом.

В настоящее время местами сохранились осколки некогда мощных и прогрессивных тогда заводов, но, к сожалению, как правило, они влачат жалкое существование, не имея возможности обновлять свой станочный парк и в связи с этим изготавливать современную продукцию и конкурировать по качеству. Более или менее на плаву держатся Шахтинский завод «Гидропривод» и заводы в Ельце. Кое-что у нас сохранилось в оборонной отрасли, но цены у них не понятно по каким причинам в разы выше, чем аналогичные комплектующие у западных производителей.

Анатолий Александрович, как проходил Ваш карьерный рост?

Достаточно быстро. В начале я работал в научно-исследовательской лаборатории в должности инженера-конструктора 3-ей категории, затем 2-ой и 1-ой. Параллельно учился в заочной аспирантуре и в 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию. Мы занимались очень интересными разработками по электрогидравлическим приводам станков, так что моя дипломная работа естественным образом перешла в производство. Через некоторое время произошло объединение лаборатории с отделом гидроприводов станков, где я трудился уже в качестве ведущего конструктора, а затем был назначен начальником отдела и до новейшего времени находился в этой должности.

В 1991 г., когда наше объединение начало учреждать малые государственные предприятия (МГП), мне предложили стать директором МГП «Гидросистема». Система заключалась в том, что новосозданные специализированные предприятия имели свой юридический статус, но были связаны с головным объединением приоритетными отношениями, то есть выполняли прежде всего производственные заказы, поступающие от него. В то же время могли заключать договора и на стороне, зарабатывая этим на развитие компании и дополнительную зарплату для сотрудников.

У нас сразу сложилось очень удачное производственное направление - мы имели возможность самостоятельно не только разрабатывать оборудование, но и его производить. Нам выделили участок заводского цеха с бригадой квалифицированных рабочих, которые и ранее занимались производством различных гидравлических блоков. Это была небольшая фирма, численность которой не превышала двадцати человек, но способная разработать и выпустить новое оборудование и производить станочную гидравлику прежнего образца, для головного объединения.

Помимо обеспечения родного завода в 1993 г. мы вошли в государственную программу по созданию оборудования для аварийно-восстано-вительных служб на семнадцати железных дорогах, они входили тогда в состав Министерства путей сообщения, впоследствии преобразованного в «РЖД». Так как задача перед нами стояла масштабная, то эта тема стала для нас едва ли ни основной. За десять лет работы по госзаказу мы выпустили тысячи гидростанций и другой различный гидравлический инструмент. Полное переоснащение соответствующих аварийно-восстановительных служб всех железных дорог было завершено примерно в 2003 г. И конечно мы отслеживаем работу нашего оборудования в процессе эксплуатации, нареканий очень немного и в основном они касаются комплектующих, которые входят в наши системы и приобретаются у других производителей. Впоследствии нам пришлось отказаться от отечественных насосов,так как постепенно их качество ухудшалось, и закупать их за рубежом, после чего претензии прекратились.

Когда появилась сегодняшняя компания компания?

Как известно, в 1992 г. провозгласили всеобщую приватизацию, а государственные предприятия объявили неэффективными. В Петербурге, в Комитете по управлению государственным имуществом на МГП смотрели с неодобрением, как на непонятные образования. Но анекдотической ситуация стала по причине того, что никто не знал что делать, по каким законам проводить самоликвидацию предприятия.

Еще одним стимулом для реорганизации компании являлась гибель промышленной гидравлики и предприятий, которые ее производили в России. МГП «Гидросистема» благодаря госзаказу развивалось, и все производственное оборудование и компоненты приходилось закупать за границей. При заключении контрактов с крупными зарубежными фирмами, которые рвались на российский рынок, мы могли бы получать от них определенные льготы, направленные на дальнейшее развитие и расширение предприятия. Но эти капиталисты утыкались в понятие собственности, а что такое малое государственное предприятие и кто в нем несет пол-ную ответственность, они не понимали.

Таким образом, давление происходило со всех сторон, что привело к необходимости создания частной компании. Мы не пошли по системе приватизации, а просто зарегистрировали новую фирму, куда перешел весь наш коллектив и я возглавил его в должности генерального директора. Естественно у нас сохранилась производственная направленность нашей деятельности, были налажены партнерские отношения с западными фирмами, особенно с «Паркер Ханнифин», чьи интересы мы представляли в России, являясь их дистрибьютором - то есть у нас образовалась еще одна деятельность - коммерческая: поставка компонентов гидравлики на российский рынок. Хотя во время дефолта это направление практически не работало из-за очень высоких цен на их продукцию. Именно в этот период сказалась результативность производственной политики компании - а именно - не чураться никаких серьезных новых разработок, браться за их решение и выполнение.

Стали поступать заказы на изготовление оборудования, частично укомплектованное импортными компонентами, что удешевляло его стоимость. Компания, закупавшая шведское гидравлическое оборудование для мобильных подъемников, с которых производится бурение на нефть и газ, а в тот сложный для страны экономический период это стало невозможно, в 1998 г. попросила нас сделать свои разработки. Мы выполнили задание, сохранив импортную гидравлику только в тех местах, где отечественная не подходила по параметрам, а все железо изготавливалось на наших производственных площадях. Цена такой гидрав-лической системы, с сохранением технических характеристик, была значительно ниже. Благодаря этой работе мы вошли в отрасль нефте- и газодобычи.

Второе новое направление, которое освоили в тот период - это установки по бестраншейным технологиям. В том же 1998 г. к нам пришли представители фирмы, которая обслуживает водоканал города Санкт-Петербурга с предложением разработать отечественную машину по санации и прокладке трубопроводов, так как импортные очень поднялись в цене. Тогда мы разработали и изготовили семь машин - от минимального усилия 60 т (АС-60) до максимального усилия 300 т (АС-300), которые успешно работали в Петербурге, и не удивлюсь, если они в более модернизированном виде функционируют и сегодня. Это один из немногих видов оборудования, ккоторые разрабатываются и производятся у нас, и именно этим они для нас интересны. К такой продукции еще можно отнести гидравлические прессы, машины сварки трением и всевозможные испытательные стенды. А в остальном мы либо поставляем какие-либо компоненты, которые являются частью машины, либо являемся участниками в создании сложной системы. Это относится к верхним силовым приводам, гидравлическим лебедкам, к паромным комплексам и т.д.

В прошлом году Ваша компания отметила двадцатилетний юбилей, какие изменения произошли за этот немалый период времени?

В марте 2012 г. коллектив действительно отметил свою двадцатилетнюю трудовую деятельность в стенах этого предприятия и возможности тогда и сегодня трудно сопоставить. Компания сегодня представляет собой современную компанию - мы имеем свои производственные площади, современный станочный парк для изготовления сложнейших гидравлических систем и многое другое, что требуется для качественной работы. Созданы комфортные условия для сотрудников. Мы быстро развиваемся и если раньше занимались исключительно станкостроением, то сегодня трудно определить отрасль отечественного машиностроения, в которую нами не были внесены наши разработки.

В космическую сферу нас привлекли еще с конца 90-х годов, предложив разработать технологическое оборудование на Байконур для стартового комплекса «Союз», затем выполняли задание для стартового комплекса «Союз», рас-положенного в Куру (Южная Америка). Делали еще целый ряд разработок для предприятий, занятых в ракетно-космической отрасли, в том числе и испытательные стенды. Одно время я считал, что наша компания не участвовала в авиации. Авиационная гидравлика выпускается по совершенно другим стандартам. Но сейчас работаем и в этом направлении благодаря совместной деятельности с Сибирским научно-исследовательским институтом авиации.

Анатолий Александрович, Вашему коллективу приходится принимать участие в очень серьезных проектах, как решаются вопросы с квалификацией кадров?

В компании трудится где-то 150 человек, в том числе 30 конструкторов. В конструкторском бюро творят как профессионалы с большим опытом, так и молодые специалисты. Мы тесно сотрудничаем с профильными институтами - это Калужский филиал Бауманского университета, Балтийский университет, где есть кафедра гидропривода и гидропневмоавтоматики и, конечно, моя альма-матер с моей родной кафедрой.

Ребята приходят толковые. Будучи студентами, они работают как практиканты и это очень важно, так как сегодня вузы оторваны от производства. И еще один немаловажный фактор в формировании молодого инженера в процессе обучения - это нищенская стипендия, студенты идут на заработки в абсолютно другие сферы, что естественно не повышает их профессиональный уровень. Когда я учился в техникуме, то имел возможность целый год работать на действующем заводе на токарных станках, на фрезерном и шлифовальном оборудовании. Там получил и профессию слесаря второго разряда. Я понимал и чувствовал железо, мог выточить любую деталь.

Сегодня к нам приходят инженеры, которые, если выражаться на профессиональном сленге, «не чувствуют железа», и им приходится над этим серьезно работать. В нашей компании для этого есть преимущество - за дверью КБ находится производственный цех, где очень быстро можно усвоить технологию производства. Конструктор должен не только уметь нарисовать деталь, но и понимать, как она будет изготавливаться. Есть еще, на мой взгляд, один недостаток в формировании молодого специалиста - компьютерное проектирование. Оно отучило от образного мышления. Сделать модельку детали в трехмерном измерении в компьютерной программе и только тогда представить ее в пространстве не так сложно. Только потом, в процессе сборки машины, начинают выскакивать нестыковки.

У нашего поколения таких возможностей не было, компьютером нам служила голова, что рождало творческие мыслительные нагрузки и поэтому в наше время многие кон-структоры являлись гениями в этой области. В нашем КБ стоит один кульман, на нем до сих пор работает старейший ведущий специалист. Поэтому политика компании - изначально привлекать студентов к производству, так как без прикосновения к железу инженером стать невозможно.

Но основная проблема кадров на сегодняшний день связана с производственной службой. Не является секретом то, что профессиональная база обучения в стране уничтожена. В советское время это были профессиональные технические училища, где готовили слесарей, токарей, фрезеровщиков и давалось много других рабочих специальностей. Ребята приходили на производство, уже обладая профессиональными навыками, и даже имели рабочие разряды. Сегодня в цехах молодое пополнение происходит в значительной степени случайно. Есть, конечно, династическая линия и несколько человек к нам пришли по стопам своих отцов. Но в основном это стареющий коллектив профессионалов. Недавно мы отметили двойной юбилей нашим старейшим сотрудникам, каждому исполнилось по 75 лет. Один, Виктор Иванович Бейдин, ведущий рабочий координатчик-расточник, профессионал экстра-класса, в советское время его фамилия звучала на всех заводах станкостроительного объединения, другой очень хороший слесарь. Такие мероприятия проводить очень приятно, это трогательно и здорово.

Я не скажу, что у нас большая текучесть кадров, но когда появляются вакансии в связи с расширением производства, то приходят устраиваться на работу рабочие, в лучшем случае, в возрасте после 40 лет. Конечно, мы работаем над этой проблемой, по возможности стараемся сами воспитывать молодых рабочих, но по ряду направлений создается угрожающая ситуация.

Анатолий Александрович, что Вам особенно запомнилось в Вашей трудовой деятельности?

Очень сложно что-либо выделить, так как ни один новый проект не проходит гладко, обязательно возникают запоминающиеся моменты. Один из них, это когда пришлось «воспитывать» такого гиганта в области гидравлического оборудования, как «Паркер Ханнифин». В программе по переоснащению аварийно-восстановительных служб железных дорог России участвовала эта уважаемая транснациональная компания. Они изготовили и поставили большое количество быстроразъемных соединений, оказавшихся непригодными и вызвавшими много нареканий от железнодорожников. Пришлось ехать во Францию, на их экспериментальном стенде доказывать, что соединения при определенных переключениях в приводе не работают и создают аварийную ситуацию. В результате удалось вернуть уже поставленную продукцию. Они, в свою очередь, поменяли конструкции быстро-разъемных соединений, и, кроме того, им пришлось изменить методику испытаний, после чего проблема была решена. Потом, с нашей подачи, компания ос-воила и ввела в производство калужскую разработку по фитингам для рукавов высокого давления. Можно назвать примеры и в области бестраншейных технологий и буровых комплексов. В общем, западным фирмам было чему поучиться у советских, а затем и российских инженеров.

Еще одна интересная история случилась на космодроме в Куру. Нам предъявили претензии по нашему оборудованию. На одном из гидроцилиндров, которые изготовила и поставила наша компания, обнаружили серьезные повреждения и претензии объявили в момент, когда стартовый комплекс был собран, и приближалось время запуска ракеты. Мне пришлось выехать в Южную Америку и убедить заказчика, что повреждение явилось следствием небрежно проведенных работ по сварке непосредственно рядом с ци-линдром, не укрытым к тому же штатным защитным чехлом. Проверки проводились с воздействием химических средств на хромированные поверхности гидроцилиндра. Руководители работ признали, что нашей вины нет, и мы занялись его ремонтом. Просто заменить его уже не представлялось возможным, так как он поддерживал собранную мачту стартового комплекса. Нам пришлось разрабатывать технологию ремонта. В результате задача была решена.

Какую основную задачу, на Ваш взгляд, Вам удалось выполнить, как руководителю предприятия?

Считаю, что основная моя заслуга в том, что я не дал нашей компании превратиться в какое-нибудь узкоспециализированное предприятие, хотя предпосылки к этому возникали не раз. Мы могли принять железнодорожное направление в гидравлике, стать предприятием чисто нефтегазового профиля - был год, когда 80% нашей продукции поставлялось для данной отрасли. Но мы с соратниками всегда находили в себе мужество не соблазниться, продолжали заниматься диверсификацией и отходили от намечающейся планки.

Я, как конструктор, как разработчик гидравлических систем, как руководитель конструкторской службы, всегда придаю большое значение новым разработкам и считаю, что это самое важное в инновационной составляющей организации. По сути, то оборудование, которое изготавливается у нас - нестандартное. Даже если рассматривать установки для бестраншейного направления, нет ни одной повторяющейся, то есть постоянно происходит модернизация. Каждый заказчик просит что-то изменить, что будет соответствовать, например, характеристике строительного объекта или условиям грунта. Сейчас на складе находятся две готовые установки АСР-20, но у них разные гидростанции, силовые блоки, функциональный набор, буровой инструмент. Такой подход в работе держит конструкторов в творческом тонусе, хотя приходится готовить большой объем документации под эти разработки.

То же касается и направления по вулканизационным прессам. Это целая гамма по усилиям гидроцилиндров от 10 т до 250 т, по размеру рабочей зоны, по функционированию. Мы занимаемся либо единичным, либо мелким серийным производством. Даже изготовление гидрооборудования для буровых комплексов никогда не превышало 10-12 полностью повторяющихся изделий в год. И сейчас, изготавливая продукцию для нефтяников, туда по техзаданию вводим дополнительные нововведения - для повышение ресурса, надежности, безопасности эксплуатации и другие.
Это результат сознательной технической политики, которую проводят руководители компании.

Анатолий Александрович, заключительный вопрос данной рубрики: как предпочитаете проводить Ваш досуг?

Для меня, наверное, это самый сложный вопрос, так как свободного времени, как правило, не много. Я привык работать по шесть дней в неделю, а оставшееся время делю между своими увлечениями. Много читаю на историческую тему, но это не столько художественная литература, сколько документальная, основанная на конкретных фактах. Недавно решил перечитать несколько книг по истории крещения Руси, о происхождении русского народа, о тех исторических событиях, которые привели к становлению русского государства. Это труды известных ученых. Данная тема для меня очень интересна и смею думать, что в этой область много чего знаю.

Кроме того, в свободное время стараюсь поддерживать спортивную форму. Я с детства занимался спортом. Сначала спортивной гимнастикой, а затем пробовал себя в самых различных спортивных направлениях. В настоящее время - это только плавание. Отдых в период отпуска провожу активно, для меня -это постоянное движение, посещение новых мест.

В советское время я объездил практически весь Союз. В тот период эти возможности были предоставлены всем. Я побывал в Средней Азии, где потрясающая древняя культура. А Горный Алтай легко можно сравнить со Швейцарией или другими аналогичными знаменитыми западными местностями. Там феноменальная и фантастическая по своей красоте природа. Сегодня я предпочитаю сочетание активного отдыха и теплого моря. На Земле еще много неизведанных для меня мест, где надо бы успеть побывать и познако-миться с их колоритом./p>

Адрес

248009, г.Калуга,
ул.Грабцевское шоссе,
д.33, строение 2

Телефоны

+7(4842)75-1662
+7(910)706-6921