На предприятиях России в большом количестве имеются действующие и вводятся в строй новые мостовые и козловые подъемные краны. Все они подлежат периодическому техническому диагностированию, включающему статические и, в ряде случаев, динамические испытания. Новые краны обязательно должны пройти испытания до их ввода в эксплуатацию.
Методика испытаний мостовых и козловых кранов регламентирована федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденными приказом Ростехнадзора № 533 от 12.11.2013 года.
Статические и динамические испытания крана проводятся путем его нагружения с измерением упругих и остаточных деформаций пролетного строения крана и проверкой состояния его тормозных систем, подъемного и других приводов.
Нагружение крана при испытаниях осуществляется контрольными грузами или гидронагружателями. Преимуществом использования контрольных грузов является возможность проведения динамических испытаний в полном объеме, включая перемещения груза вдоль мостовой балки и перемещение нагруженного крана вдоль пролета по подкрановым путям. Главным недостатком этого способа, делающим его практически непригодным для испытаний кранов большой грузоподъемности, является необходимость тяжелых и объемных контрольных грузов.
В связи с указанным недостатком контрольных грузов наиболее распространенным способом испытаний кранов средней и большой грузоподъемности является применение значительно более легких и компактных гидронагружателей.
Гидронагружатели обеспечивают простую и удобную настройку и последующий контроль нагружающего усилия на крюке крана с помощью прецизионного манометра, измеряющего давление в штоковой полости гидроцилиндра, эквивалентного усилию на штоке гидроцилиндра и на крюке. Однако, использование гидронагружателя требует обязательного устройства якоря в фундаменте с закладным элементом (анкерной тягой), с которым сцепляется корпус гидроцилиндра нагружателя. Соответственно, динамические испытания крана с помощью гидронагружателя проводятся только для его привода подъема. Положение крана при этих испытаниях определено местонахождением анкерной тяги.
Типовая схема гидронагружателя, соединенного с анкерной тягой, при расположении крана на нулевом уровне, показана на рис. 1. При расположении крана выше перекрытия гидронагружатель соединяется с анкерной тягой посредством якорной цепи через проем в перекрытии.
До настоящего времени ориентиром при выборе гидронагружателя часто служат выпущенные еще в СССР технические условия ТУ 24.00.13.032-87, содержащие только 4 типоразмера гидронагружателей для испытаний кранов грузоподъемностью от 16 до 500т. В связи с огромным разнообразием конструкций и грузоподъемностей существующих мостовых и козловых кранов такое небольшое число типоразмеров, закладываемых в проектную документацию сооружений и собственно кранов, является технически и экономически неоправданным. Поэтому АО «АВА Гидросистемы» в 2014 году разработало и зарегистрировало технические условия ТУ 3116-001-33103904-2014, содержащие 15 типоразмеров гидронагружателей для испытаний кранов грузоподъемностью от 0,8 до 560 т. (см. табл. 1).
Тип НГ | Диапазон усилий, тс | Грузоподъёмность крана, тс | Габариты при втянутом штоке, мм | Ход штока, мм | Рабочее давление при номинальном усилии, бар | Масса исп. Д, кг | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Диаметр | Длина | ||||||||
Исп. С | Исп. Д | Исп. С | Исп. Д | ||||||
0,06 | 1–6,3 | 0,8–5 | 90 | 1500 | 1000 | 300 | 45 | ||
0,13 | 2,5–13 | 2-10 | 110 | 1600 | 1000 | 350 | 75 | ||
0,25 | 5–25 | 4-20 | 150 | 2000 | 1200 | 300 | 170 | ||
0,5 | 10-50 | 8-40 | 310 | 2500 | 2950 | 1200* | 1660 | 290 | 660 |
0,8 | 15,6-80 | 12,5-63 | 360 | 2700 | 3150 | 1200* | 1660 | 270 | 850 |
1,1 | 20-110 | 16-90 | 430 | 2750 | 3200 | 1200* | 1660 | 300 | 1400 |
1,3 | 25-130 | 20-100 | 465 | 2900 | 3350 | 1200* | 1660 | 290 | 1730 |
1,6 | 31,3-160 | 25-125 | 490 | 3000 | 4000 | 1200* | 2200 | 320 | 2000 |
2,0 | 40-200 | 32-160 | 500 | 3350 | 4650 | 1200* | 2500 | 340 | 2360 |
2,5 | 50-250 | 40-200 | 600 | 3550 | 4550 | 1200* | 2200 | 330 | 3790 |
3,2 | 62,5-320 | 50-250 | 650 | 3650 | 4650 | 1200* | 2200 | 340 | 4150 |
4,6 | 87,5-460 | 70-360 | 780 | 4450 | 5200 | 1400* | 2150 | 320 | 8000 |
6,3 | 125-630 | 100-500 | 900 | 4650 | 5400 | 1400* | 2150 | 350 | 10700 |
* Величина хода штока для исполнения «С» в отдельных случаях может быть уменьшена до 500 мм.
Кроме того, в каждом типоразмере гидронагружателя имеются 2 исполнения: исполнение «С» - только для статических испытаний и исполнение «Д» - для статических и динамических испытаний. Наличие двух исполнений обусловлено тем, что при проведении динамических испытаний приводом крана осуществляется подъем и опускание крюка под нагрузкой , соответственно, необходим гидронагружатель с увеличенными по сравнению с исполнением «С» ходом гидроцилиндра, подачей насоса и емкостью бака гидростанции.
Для кранов грузоподъемностью до 10 т в ТУ 3116-001-33103904-2014 включен, наряду с гидронагружателями с электроприводной гидростанцией, более простой и дешевый гидронагружатель НГ-0,13Р, оснащенный ручным насосом. Недостатками гидронагружателя НГ-0,13Р в сравнении с гидронагружателями с электроприводной гидростанцией являются:
Для исполнений «Д» в ТУ 3116-001-33103904-2014 указан диапазон ходов гидроцилиндров гидронагружателей. Это позволяет специалистам, знающим характеристики привода подъема крана, подлежащего динамическим испытаниям (в пересчете на требуемый ход крюка), выбрать и заказать гидронагружатель с минимальным, но достаточным ходом гидроцилиндра, т.е., наиболее компактный и экономичный.
Таким образом, технические условия ТУ 3116-001-33103904-2014 обеспечивают выбор гидронагружателя с максимальным учетом как технических, так и экономических требований к испытаниям кранов.
Базовый комплект гидронагружателя включает гидроцилиндр с проушинами и осями для сцепки с переходным звеном и анкерной тягой, гидростанцию и комплект соединительных рукавов с быстроразъемными соединениями. В исполнении «Д» гидроцилиндр обязательно оснащается аварийным конечным выключателем, ограничивающим ход штока. Оси гидроцилиндров нагружателей больших типоразмеров, начиная с НГ-0,8, для удобства сцепки снабжены винтовыми приводами. Как указано выше, в некоторых случаях в базовый комплект включается дополнительный гидроцилиндр.
Для выполнения испытаний крана с помощью гидронагружателя, кроме базового комплекта, необходим набор принадлежностей, состав которого зависит от условий, в которых они проводятся. В ряде случаев для испытаний выделяется площадка (в конце хода мостовой балки крана), на которой гидронагружатель находится постоянно в рабочем положении. При таких условиях в комплект поставки гидронагружателя включаются (или предоставляются заказчиком) анкерная тяга, переходное звено между крюком или подвеской крана и штоком гидроцилиндра и стационарная площадка обслуживания, оснащенная хомутом и талрепами для удержания гидроцилиндра в вертикальном положении.
В большинстве случаев гидронагружатель после выполнения испытаний крана должен быть удален с места испытаний и доставлен в место его хранения. В комплект гидронагружателя при этом, помимо переходного звена и анкерной тяги, включаются опорное устройство с хомутом и талрепами, подкатная площадка обслуживания и тележка для транспортировки и хранения гидроцилиндра. Малые гидронагружатели по ТУ 3116-001-33103904-2014, до типоразмера НГ-0,25 включительно, конструктивно выполнены в виде ручной тележки с установленными на ней гидростанцией и ложементом, на котором при перевозке и хранении закреплен гидроцилиндр.
Гидронагружатели представляют собой одновременно нагрузочные и измерительные устройства. Поэтому для их применения обязательными являются первичная аттестация и, в дальнейшем, регулярные переаттестации, подтверждающие требуемую точность измерения развиваемых усилий.
Для аттестации гидронагружателей используются специальные стенды, оснащенные динамометрами, обеспечивающими прямое измерение усилий, развиваемых на штоке гидроцилиндра. Входящий в комплект гидронагружателя манометр должен быть не грубее 1-го класса точности, иметь первичную поверку и проходить в дальнейшем регулярные поверки.
При аттестации гидронагружателя производится тарировка входящего в его комплект прецизионного манометра, показания которого сравниваются с показаниями высокоточного динамометра при изменениях давления в штоковой полости гидроцилиндра в диапазоне указанных в технических условий значений. Ошибка измерений давления не должна превышать плюс/минус 3%. В ряде случаев, для обеспечения требуемой точности в комплект гидронагружателя включают 2 прецизионных манометра с разными измерительными диапазонами.
Качество изготовления и сборки гидроцилиндра нового нагружателя проверяется по усилию его страгивания на холостом ходу. В дальнейшем таким способом проверяется его износ.
Кроме того, по условиям прочности и герметичности гидронагружатель испытывается давлением до 1,25 от его номинального значения.
На основании проведенных испытаний оформляются протокол испытаний и аттестат первичной аттестации, выдаваемый Федеральным агентством «РосТест» являющийся основанием для эксплуатации гидронагружателя в течение 24 месяцев до последующей переаттестации.